ПРЕССА

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА Главная страница сайта ПРЕССА еще ПРЕССА Гостевая книга

Про Наталью Медведеву вспоминали по-разному.

Про Наталью Медведеву вспоминали по-разному. А Умка просто пела
Презентация документального фильма Лили Вьюгиной ''Большая Медведица'' и фестиваль памяти певицы, актрисы и писательницы Натальи Медведевой состоялись в клубе ''Б-2'' недавно...
Зрители сопроводили показ бурными аплодисментами, однако последний гражданский муж г-жи Медведевой Сергей Высокосов (он же ''Боров'' из ''Коррозии металла'') сказал, что ему картина не слишком понравилась. По его словам, Наталью там ''слишком сильно хвалили'', а надо было немного поругать для достоверности.
Справедливости ради нужно заметить, что хвалили ее не все участники картины. Кроме вышеупомянутого Артемия Троицкого, высказавшегося еще и о ''пэтэушной'' направленности музыкального творчества Медведевой, были и монологи Аллы Пугачевой, пригласившей когда-то певицу на свои ''Рождественские встречи''. Впрочем, Алла Борисовна не ругала Наталью и не отрицала наличие у нее яркого таланта, лишь грустно заметила: ''Я дала ей шанс, но я не могла быть ей нянькой и заниматься только ею''...


NEWSmusic 24 марта 2005
25 марта 2005



— Ваша первая жена — покойная Наталия Медведева — тоже писала романы. Я видел ее произведения на полках саратовских книжных магазинов рядом с вашими. Можете сегодня сказать что-то теплое о ней?

— Наташа была женщиной, сделанной из того же материала, что и великая Мэрилин Монро или, скажем, рок-певица Дженис Джоплин. У нее всегда был хмурый, мрачный вид. Эдакая женщина-вамп, женщина-убийца. Красавица! Такого типа женщин в русской культуре не было и нет. Всю жизнь она хотела самоуничтожиться, может быть неосознанно. Здоровья хватило до сорока четырех лет. Сейчас, безусловно, из нее начнут делать культовую фигуру. Уже сегодня на НТВ ее окрестили «черной леди русского рока». Умерший человек безопасен. Ее имя постепенно растащат на кусочки, зарабатывая на этом деньги.
(из интервью с Э.Лимоновым ИЗВЕСТИЯ _ САРАТОВ 2004 г.)
***
- Расскажи о вашем продолжительном сотрудничестве с Наталией Медведевой .
- У нее был подготовлен материал, и она искала музыкантов для записи. Один общий знакомый посоветовал нас. Я помню, что когда мы с ней встретились, была жуткая зима, стоял дикий дубняк. Она была шумным человеком очень неординарных взглядов, и с ярким творчеством. Такая мистическая женщина, наполненная безумной энергией. Мы с ней записали альбом в 93-м году, а потом она стала выступать с Боровом. Позже у нее вышел еще один альбом, в котором я принимал участие как звукорежиссер. Мы всегда очень тепло общались и очень грустно, что она умерла. Остался один материал, который был записан, но не сведен. Очень хочется, чтобы эта работа вышла.
(интервью с Карабасом о совместном творчестве с группой Х..забей)
***
Даже на фоне современных эпатажных фигур она выделялась особенно. Наталья Медведева, которой сегодня не было бы и 46 лет и которая ровно год назад оставила этот мир. Последний раз я встретил ее совсем незадолго до смерти. Она шла под руку с известным журналистом по "пушкинскому" переходу – высокая, как всегда элегантная, как всегда странная. И как всегда совсем невычурная при всей этой нынешней столичной вычурности. И вскоре…

Кем она только не была – и поэтессой, и романисткой, пела песни и дефилировала по подиуму. Рожденная в Ленинграде и влюбившаяся в 14 лет в жулика, уехала искать счастья в США. Помог первый муж с "пятой" графой в серпасто-молоткастом документе. В Америке ее словно ждали. Ждали в русских ресторанах, ждали в нерусских казино, ждали именно такой типаж в русских и нерусских модных журналах. Ее фотосессии пользовались куда большим успехом, чем многих иных моделей. И это невзирая на известную старомодность ее облика - она казалась задержавшейся в романтических 20-х – причем в советских 20-х - с торжеством нэпа, джаза на русский лад и песен про "кирпичики" и "бублички".

Ее новым мужем стал один из самых богатых людей Америки – хозяин ювелирного магазина г-н Плаксин. Но влюбилась она в Лимонова. Того самого – Эдичку, "Русского Кон-Бендита", левака-самоучку - некрасивого и нестатного. Но зато эскападного, скандального и уже знаменитого романом про самого себя (который в те времена пылился в спецхране "Ленинки" и выдавался по особым разрешениям).

Наталья Медведева, ничтоже сумняшеся, променяла богатство с Плаксиным на бедность с Эдичкой в крошечной квартирке Парижа. Карьера в парижских кабаре уже не была столь удачной, хотя Наташа появлялась время от времени на подмостках. В России же ее имя, известное меломанам и поклонникам шансона, было овеяно ореолом легенд и тайн. И в конце концов она вернулась…

Она уже была без Лимонова – они разошлись, и Медведева жила одна в маленькой однокомнатной квартирке в центре города, и приходившие к ней интервьюеры не могли поверить, что это та самая звезда. Впрочем, певицу совсем не интересовало ее материальное положение. Интересовал дух. И высокие идеалы. За жесткой - а некоторые считали и грубой - внешностью актрисы скрывалась ранимая и тонкая душа человека, который совсем не по-женски – отчаянно и правдиво - написал свою жизнь. В том числе и на бумаге.

Уже в России вышли и ее романы. "Отель "Калифорния" - о том, как живут на самом деле в Америке. "Мама, я жулика люблю" - о том, что любить можно и должно лишь по зову сердца, иначе это просто не любовь. И, наконец, "Моя борьба" - о том, как выжить на этом свете. Она стремилась выжить все время, старалась, но не могла. Никак не могла. Всегда романтическая чужестранка среди всегда неромантичных аборигенов.

Нет, она не обижалась на тех, кто не платил ей за книги и диски – она заглушала боль вином, постоянно курила и вершила свой суд над предателями – Трибунал Наталии Медведевой . Так назывался и один из самых знаменитых ее дисков. Чужие суды и пересуды ее ничуть не волновали. А потому она пропускала мимо ушей сплетни о ее союзе с Сергеем Высокосовым, известным под кличкой Боров, из группы "Коррозия металла". Может быть, он был единственным, кто ее любил. Оставил ради подруги рок-группу и создал ансамбль, чтобы аккомпанировать Наташе. Конечно, жили они непросто. То и дело говорили об их разладе, о том, что Наташа уже одна. Словом, как говорится, интерес к личности не угасал. Ей было безразлично.

От чего она умерла?.. Известно, что неожиданно. А от чего?.. Не все ли равно?.. Она была постоянным пациентом эскулапов. А чаще всего такие пациенты живут недолго. Прах просила развеять там, где родилась - в Санкт-Петербурге. Там, где искала счастье – в Лос-Анджелесе и Париже. И там, куда вернулась, так и не найдя его – в Москве. От того, наверное, и умерла.
***
Второго февраля исполнится год со дня смерти Натальи Медведевой. Друзья и коллеги намерены провести клубный концерт памяти. Пока же появляются новые мемуарные свидетельства об этой талантливой писательнице и певице. По свидетельству издателя Натальи Медведевой Александра Шаталова, ее прах "развеяли с одного из трех мостов, которые соединяют предместье Сен-Жермен с Лувром - с моста Des Arts".

"Елена Зенисер, которая развеивала прах, держала пепел в мешке, чтобы в случае чего легче было его спрятать. "Чего" - это запрет на развеивание праха в публичных местах. Медведева якобы просила именно развеять и именно на мосту Des Arts. До того Елена почему-то металась с урной по собору Александра Невского на рю Дарю, самом большом правславном соборе в Париже. Потом кто-то ей сказал, что запрещено вносить прах в церковь, и Елена спрятала урну под лавку", записал Александр Шаталов 24 августа 2003 года в своем LiveJournal.

Подтверждение этой записи обнаруживается в воспоминаниях подруги Наталии - Эммы Дубинской, которые публикует “МК-Бульвар”. Воспроизводим их полностью по первой публикации.

Двадцать лет назад я познакомилась с человеком, который пел в знаменитом кабаре “Распутин”. Чтобы произвести на меня впечатление, он пригласил меня в “Распутин”. Не в ресторан, конечно, — и тогда, и сейчас это были безумные деньги. Он пригласил меня послушать музыку. Мы сидели за небольшим артистическим столом, где певцы отдыхают во время антракта, когда я увидела ее вблизи. “Какая вы красивая!” — вырвалось из меня. Высокого роста, прекрасно сложенная, в широкой юбке, в бархатном корсаже, с изумительным цветом лица и кожи. Безумно красивые шея, грудь с двумя родинками, овал лица, нос, глаза, губы, роскошнейшие волосы. Лицо с удивительным сочетанием детскости и femme fatale. И великолепнейший голос. Такой Наташа и осталась у меня в глазах.

Потом мы мало общались, и, когда встретились, она не пела уже в “Распутине” — там очень мало платили, мадам Элен Мартини очень хорошо эксплуатировала людей. Наташа ушла к Марку де Лучеку, пела у него в знаменитой “Балалайке” и ездила с концертами по всему миру. Она могла себе позволить хорошо одеваться, и одевалась с большим вкусом. Где бы она ни была, сразу привлекала к себе внимание — своей красотой и великолепной одеждой. Общаться же мы стали в то время, когда она разошлась с Лимоновым, который писал роман, и она ему мешала. У них был совершенно разный ритм жизни — у Наташи была ночная жизнь, он днем работал, а когда она приходила, спал. И она часто приходила ко мне домой, оставаясь на целые сутки, — “Балалайка” была совсем рядом, минут десять ходьбы. Хотя Наташа брала такси — она страшно не любила метро. У нее всегда должны были быть деньги на сигареты и на такси — главные два момента.

Еще до ее замужества с Э.Лимоновым-Савенко мы были вместе на поэтическом вечере Бродского. Бродский читал великолепно. Перед началом мы сидели с Наташей, и вдруг она увидела Щапову, вторую жену Лимонова, которую он обессмертил в “Это я, Эдичка”. Она была в роскошном норковом манто с суперподтянутым лицом. Кто-то что-то стал говорить, указывая на Щапову. Наташка очень нервничала, потом сказала: “Я уже с ним в два раза дольше, чем он с ней. А все — она, она…”

Прошло еще какое-то время, иногда я видела ее в “Балалайке”, где и случилась страшная история, когда ее страшно изуродовал цыган — полоснул лезвием по лицу. Морально на нее это произвело жуткое впечатление, но где-то ее доконала жизнь в России. Те последние два раза, когда она приезжала и жила у меня, это была уже не та цветущая красавица из “Распутина”. Ребячливость, детскость из нее ушли, осталась фатальная женщина. Свои 35 лет, перед отъездом в Россию, она встречала без Эдика, который был на войне. Я не была ее близкой подругой, но так получилось, что в трудную минуту, когда ей надо было где-то жить, никто ей особо не помогал, и она шла ко мне. У нее был удивительный дар — звонить за 10 минут до моего отъезда из Парижа. Всегда говорилось очень медленно:

— Ал-л-о-о, это я, Наташа. Эмма, мне негде ночевать!

Я даю таксисту ключ, пишу код, он едет ее забирать. Так было два раза. Внешне Наташа была легкомысленна, но это было совершенно не так, человек она была очень гордый и с очень сильным характером. И две вещи меня в ней поражали всегда — абсолютная беззащитность и фантастическая чувствительность. За всеми хамскими криками, сильным голосом, яркой внешностью был удивительно беззащитный человек, очень чувствующий горе других людей.

И совсем не была жадной. Совсем. Попросила меня продавать ее диски в “Глоб”. Я продала, она мне: “Возьми себе 30%”. Я была поражена. Мне эти 30% ничего не перевернут, ей они нужнее. Она никогда не приходила домой вечером без звонка, всегда звонила часов в шесть:

— Все в порядке? Я могу прийти?
— Наташа, мы ждем тебя на ужин!
— Мне что-то купить?
— Ничего, деньги не трать!

Она приходила и очень медленно ела: “Это ж устрицы, как ты можешь их так быстро глотать!” В своем красно-черном кимоно с какой-то птицей она казалось такой маленькой, куда-то пропадали ее метр восемьдесят.

Мы часто созванивались, но ни разу не встречались в России. Наташа мне сделала доверенность на ее счет в банке — после страшной ее травмы французское правительство платило ей пенсию — маленькую сумму, позволявшую ей нормально жить в России. По ее чеку я брала деньги и со знакомыми пересылала в Москву или в Ленинград. 3 февраля поехали слушать Мариинскую оперу в Шатле, “Евгений Онегин”. Приходим домой, поднимаемся по лестнице, Пьер говорит: “Эмма, надо было пригласить на наш вечер Большую Наташу”. Я вхожу в дверь, включаю автоответчик и узнаю, что Наташа больше никогда не будет петь.

Потом мы связались с Бруем и решили во что бы то ни стало отметить сорок дней. Получилось не так и плохо, но безумно, как и сама Наташа. Она хотела, чтобы ее прах развеяли над Москвой, Лос-Анджелесом, Парижем и Петербургом. Выяснилось, что нельзя провозить прах в самолете. Но пакетик привезли, ночью он висел за окном и как будто говорил. Прах нельзя вносить в церковь — когда мы вошли в храм на рю Дарю, то спрятали его под столом. Потом, нельзя развеивать прах. Мы собрались около Сены, где Ситэ, памятник Генриху IV, вид на сердце Парижа, и около моста Искусств развеяли ее прах. Пошли в шикарный особняк, хозяин которого, архитектор, разрешил нам устроить поминки. Слушали ее музыку и решили обязательно сделать сборник воспоминаний о Наташе Медведевой — такой в России ее никто не знал.
***
У каждого есть несбывшиеся мечты, мы стремимся к их исполнению, прилагая все силы. Часто нам это удается, иногда – нет. Но – такова жизнь. Однако, есть такие мечты, которым не суждено сбыться. НИКОГДА. И это очень печально и грустно. Для меня одной из таких мечт была хотя бы мимолетная встреча с Наталией Георгиевной Медведевой, которая воплощала для меня образ волевой, целеустремленной женщины. Настоящего человека. Но, как видно, не судьба. В ночь на 3 февраля 2003 года Наталии Георгиевны не стало…

Для многих Наталия Медведева осталась в памяти этакой городской сумасшедшей с грубым, почти мужским голосом и необычными для простого обывателя манерами. Большинство же просто не знало, да и сейчас не знает, о том, какая замечательная женщина была их современницей. Второе мне кажется ещё более несправедливым по отношению к Наталии. Хотя она никогда и не хотела быть звездой мейнстрима.

Да, это было так! Слишком уж самобытен был её талант. Верно сказал Эдуард Лимонов: «В неё всего слишком. Она слишком эмоциональна, слишком невыдержанна, слишком сексуальна, слишком открыта, слишком развязна, слишком умна, слишком талантлива, слишком хороша, слишком много пьёт – всего СЛИШКОМ!».

Родилась Наталия Медведева 14 июля 1958 года в тогда ещё Ленинграде, там же окончила музыкальную школу. В 16 лет (это при том, что на дворе стояла середина 70-х) впервые вышда замуж и вместе с супругом (кстати, ставшим после мужем известной звезды русской эмиграции в США Любови Успенской) Александром уехала в США. В 75 в LA началась её карьера манекенщицы. Немногие знают об этом, но – факт: Наталия Медведева была первой русской топ-моделью на Западе, а затем в Японии. В отличие от многих своих коллег Наталия не считала пределом мечтаний подиум. Она каждый свободный день не тратила впустую.

Hosted by uCoz