Биография Наталии Медведевой глазами журналистов  

Я родилась в Ленинграде на Площади Мира, бывшей Сенной, ныне, опять же, Сенной, то есть 15 минут пешком до Невского проспекта. В Москве, когда я вышла замуж, я жила тоже на "Лермонтовской", "Красные ворота". В Париже я тоже жила в Третьем районе, это такой старый-старый очень еврейский район, "Mare", "Болото" называется. Тоже это центр города, там 20 минут пешком до всех точек.
...в шикарном таком заведении, как "Распутин", в Париже безумно дорогое кабаре, ночной ресторан, там иногда собирались тоже такие странно настроенные компании. Например, там в одном уголке за столом расположились какие-нибудь магнаты нефтяные из Саудовской Аравии, а в другом уголке как-то люди из еврейского лобби, так скажем. Так вот, они начинали соревноваться друг с другом: кто больше шампанского выпьет, кто больше икры съест, для кого дольше оркестр из 25 человек – скрипки, виолончели…
Я с удовольствием вспоминаю общение с Марией Васильевной Розановой, женой Синявского. О ней Довлатов сложил такой анекдот безумный, как приходит Мария Васильевна в магазин хозяйственный и просит метлу. Ей говорят: вам завернуть или так полетите? То есть она считалась такой безумной женщиной, стражем Андрея Донатовича. И действительно, я помню, она очень мощно всегда говорила: "Синявский, наверх!"
Отрывки из интервью НАТАЛИИ МЕДВЕДЕВОЙ радиостанции "Эхо Москвы" 2 декабря 2000 года

***

Наталия Медведева слыла крайне маргинальной личностью. Что подтверждало в ней буквально все: и вызывающее поведение, стиль творчества, контрастные манеры. Медведеву возмущала любая пошлость. Поэтому рубить правду-матку на каждом шагу для Наталии было столь же естественно, как и дышать. Чуждая России, в Москве она негласно получила звание Королевы андеграунда.
С 17 лет Наталия Медведева смело меняла географию вокруг себя – Штаты, Париж, Берлин, Токио, снова Москва. Наталия стала яростным противником войны в Чечне и на Балканах. Ее бунт выражался даже в выборе псевдонима. "Марго Фюрер" – именно так она подписывала свои статьи в продвинутых изданиях.
В 1992 году выйдя во Франции замуж за скандального писателя Эдуарда Лимонова (Савенко), Наталия приобрела более широкую популярность в России. Шесть лет они прожили вместе во Франции. Но брак дал трещину. Уже там, в Париже Наталия хотела развестись. Дело дошло до того, что они стали поносить друг друга в своих книгах. Лимонов стал откровенно обнажать их личную жизнь с Наталией. В одной из последних книг он писал, что в тяжкие дни назло ему Медведева устраивала оргии сразу с десятью мужиками. В долгу Наталия не осталась. Летом выйдет в свет ее недописанная книга "Неотправленные письма в Лефортово". Именно в ней она вылила все свои отрицательные эмоции к супругу.
Новой любовью замужней Наталии стал рок-музыкант из "Коррозии металла" – Сергей Высокосов. Они стали жить в новой квартире-студии на Красносельской улице. Последние семь лет Лимонов смотрел на их гражданских брак сквозь пальцы. Однако, ни он, ни Медведева на развод так и не подали. По документам, почти год отсидевший в тюрьме Эдуард Лимонов, официально стал вдовцом.
У Медведевой не осталось детей. Их она просто не любила. Друзья утверждают, что писательнице просто в голову не могла прийти мысль их завести.
– "В пизду, какие дети?! – именно так она отвечала на предложения Высокосова родить ему ребенка.
Плодом творческой связи Сергея и Наталии стал совместный литературный аудиопроект "XX век. Хроника предпоследнего лета". В нем Медведева на психоделическую музыку Высокосова читала свои стихи.
Квартиру на Красносельской улице, в которой Наталия умерла, она получила от Союза художников. Это просторное помещение без стен. Часть которого она вместе с Сергеем оградила для спальни, остальные комнаты оставалось для студии. Часто там собирались друзья – музыканты и художники. Медведеву раздражало все пошлое, в том числе обшарпанные стены и двери новой квартиры. На одной из дверей вместе с художником Алексеем Политовым они нарисовали "Подземельного ангела".
– Он обязательно будет оберегать тебя в этом доме, – уверял Медведеву художник.
Не уберег…
"Вечерний клуб", Москва

***

У Наталии была богатая биография. В юном возрасте она оказалась на Западе. Работала моделью, и небезуспешно: это она украшает обложку хорошо известной меломанам пластинки американской группы The Cars. Пела в русских ресторанах и кабаре Лос-Анджелеса и Парижа, в парижском Chez Raspoutine , куда любил захаживать Серж Генсбур, работала бок о бок с Алешей Димитриевичем. Ее книги начали выходить в СССР еще в период перестройки. Казалось бы, типичная космополитка, Медведева была поразительно русской по своему характеру -- наверное такими нас должны представлять образованные европейцы, переевшие русской классики. Поэтому нет ничего более логичного, чем ее возвращение в середине 90-х на родину, вслед за своим знаменитым мужем Эдуардом Лимоновым. Ну а родина-мать, как и полагается, встретила своего блудного ребенка в своей обычной неласковой манере. Здесь рухнул ее 13-летний брак с Лимоновым, посвятившим этому событию много жестоких (и прекрасных) строк. Здесь Медведева оказалась поразительно невостребованной и непонятой. Был, правда, некий проблеск году в 98-м, когда Пугачева пыталась приручить эту черную пантеру и приглашала в свои Рождественские встречи. Второй альбом Медведевой "А у них была страсть" примерно тогда же вышел на крупном попсовом лейбле, который тут же благополучно и развалился. В литературном мире ее, автора множества книг, не принимали всерьез, считая (отчасти справедливо) находящейся целиком и полностью под влиянием Лимонова. Но только в наше время возможно игнорировать эту страстную, пронзительно искреннюю прозу. Конечно, женщине (и еще какой!) трудно не оказаться под влиянием столь большого и неординарного человека, проживя с ним в натянутом как боевая тетива браке столько лет. Но только в наше время возможно игнорировать эту страстную, принзительно искреннюю прозу, превознося при этом детский лепет таких, как Денежкина и Ко.

Ее бесспорный литературный талант, возможно, и был небольшим, но этого никак не скажешь о ее музыкальном даре. Тогда, в 90-х многих отпугивал неожиданный, непривычный сплав шансона, кабаре с панком и хард-роком. Сейчас же, даже с этого небольшого расстояния, Наталия видится большой трагической певицей, равной которой у нас нет. Привычные сравнения с Ниной Хаген, если и делают честь, то не Медведевой, а немецкой панк-королеве. В конце концов та оказалась не более чем колоритной интернациональной тусовщицей, Медведева же совершила ту же эволюцию, что и другая начинавшая как модель и светская львица певица -- я имею в виду белокурую воспитанницу Уорхола Нико, ставшую к концу жизни настоящей иконой. Очень жаль, что от певицы Наталии Медведевой осталось всего два полноценных диска и одна кассета стихов в музыкальном сопровождении, которые к тому же почти невозможно найти.

Медведева была трудным артистом и трудным человеком. Даже ее поклонники предпочитали восторгаться ею на расстоянии. Она держалась вызывающе вульгарно, как умеют только очень ранимые люди. Ни для кого не был секретом и ее роман с алкоголем (примерно так называлась одна из ее книг).

Неуправляемая (а вам нужны управляемые артисты?), она катастрофически не вписывалась ни в какие рамки, и из всех выпусков почившей телепередачи "Акулы пера" запомнился лишь тот, с которого Медведева ушла, хлопнув дверью, посреди прямого эфира. И это не было позой: Наталия самым естественным образом не умела лгать и притворяться. Как и любой артист, она хотела любви и признания, но ничего не делала для своего промоушна и не могла взять в толк, как это люди не понимают, что она Звезда. Ведь она на самом деле ею была, по самому высшему, нездешнему счету.
Андрей Бухарин
***


Земные законы таковы, что после Смерти художника Время справедливо отсеивает шелуху и оставляет избранное. Задевало ли это её - не знаю, но я всегда обращался к ней только по имени-отчеству, а как же иначе…
Наталия Георгиевна Медведева написала и спела песни, которые будут принадлежать не только к нынешним, но и к будущим временам. "Лимонка" делала свои первые шаги вместе с ней. Под псевдонимом Марго Фюрер в 1995-96 годах она опубликовала несколько десятков ярчайших статей - точный и беспощадный взгляд на окружающую действительность. Большинство тех текстов есть в её последней прижизненной книге "Ночная певица". Прочитайте и убедитесь: "медведевская" интонация живёт в нашей газете и посейчас, в строках уже других авторов.
Она помогала мне в тюрьме. Когда неопределённость брала верх и стены тесной камеры начинали невыносимо давить (такое случается в "глухих хатах"), я командовал своему сознанию "play", и по памяти "слушал" её необычный, сильный голос. Альбом "Russian Trip" я помню наизусть, до последней ноты. Партийный товарищ Медведева помогала сохранять крайне необходимое мне собранное спокойствие.
…Шестого февраля, провожая Наталию Георгиевну, нацболы положили ей в гроб четыре бордовых розы, завёрнутых в газету "Лимонка".
А. Тишин


Вернуться на главную страницу сайта
mp3

Hosted by uCoz